План по внеурочной деятельности 2022-2023 учебный год

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
План внеурочной деятельности ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО МБОУ
«Гимназия «Юридическая» г.Волгодонска обеспечивает введение в действие и
реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта и
определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной
деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по
классам.
1.1.
План внеурочной деятельности разработан с учетом требований
следующих нормативных документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Закона
Российской
Федерации
«О
санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» от 12.03.99, гл. 3, ст. 28.II.2;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012
№ 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования»;
1. -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31 мая 2021г. № 286.
2.- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31 мая 2021г. № 287.
3.Приказ от18 июля 2022 г.№ 568 «Минпросвещения РФ «О внесении изменений в
федеральный образовательный стандарт ООО, утвержденный приказом Министерства
просвещения РФ от 31.05.2021 № 287».
4. Приказ от18 июля 2022 г.№ 569 «Минпросвещения РФ «О внесении изменений
в федеральный образовательный стандарт НОО, утвержденный приказом Министерства
просвещения РФ от 31.05.2021 № 286».
5. Инструктивное письмо Минпросвещения РФ от 14.07.2022 № 03-1035 «Вопросы
исторического просвещения обучающихся».
6. Педагогический совет №22 от 29.08.2022г.
7. Инструктивное письмо минобразования Ростовской области от 01.06.2022 №
24/3.1 «Рекомендации по составлению учебного плана образовательных организаций,
реализующих основные образовательные программы начального общего, основного
общего и среднего общего образования, расположенных на территории ростовской
области, на 2022-2023 учебный год».
- Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
2

деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том
числе в части проектной деятельности»
1.2.Направления внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности является частью образовательной программы
МБОУ «Гимназия «Юридическая» г.Волгодонска
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО, ООО и СОО
следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных
от классно- урочной, и направленную на достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы основного общего и среднего общего
образования.
Цельвнеурочнойдеятельности:
- Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого
учащегося в свободное от учёбы время;
- Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой,
творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и
правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях,
способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию
добровольческих инициатив.
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модель организации внеурочной деятельности гимназии — оптимизационная, в ее
реализации принимают участие все педагогические работники организации (учителя,
педагог-психолог, и др.). Координирующую роль выполняет, как правило, классный
руководитель. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации
финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного
и методического пространства в ОО, содержательном и организационном единстве всех
его структурных подразделений.
Механизмконструированияоптимизационноймодели:
Координирующую роль выполняет, классный руководитель, который в
соответствии со своими функциями и задачами:
- Взаимодействует с педагогическими работниками, а
также
учебном
персоналом общеобразовательного учреждения;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся;
- ведёт учёт посещаемости занятий внеурочной деятельности.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых
расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и
методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и
организационном единстве всех его структурных подразделений.
Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального
маршрута ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп (кружков,
3

секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной
деятельности обучающихся с учетом возможностей образовательного учреждения.
Эффективное
конструирование
оптимизационной
модели
внеурочной
деятельности опирается на следующие принципы:
1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого
необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с
кадровым и материально- техническим ресурсом учреждения, особенностями основной
образовательной программы учреждения.
2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной
деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей,
поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности
школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания
обучающихся, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.
3. Принцип
разнообразия
направлений
внеурочной
деятельности,
предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов
внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности
свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах
деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний,
интересов,
4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов
учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной
деятельности может быть реализована во время каникул. Информация о времени
проведения тех или иных занятий должна содержаться в рабочей программе кружка,
студии.
5. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, используемого
в образовательном процессе.
6. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов
внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в
достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только
личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного
учреждения.
Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях
общеобразовательной организации ребёнок получает возможность подключиться к
занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом
обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от
успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования,
интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития,
решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В
процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит
становление личности ребенка.
Внеурочная деятельность организуется последующим направлениям:
- Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного
физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую
культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию
и физической культуре;
- Духовно-нравственное направление направлено на освоение детьми духовных
ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному
выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения,
4

стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной
практике;
- Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы
деятельности:
- трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность
и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
- Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить
разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить
познавательную активность, любознательность;
- Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное,
бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции,
лидерских качеств, организаторских умений и навыков.
Внеурочнаядеятельностьорганизуетсячерезследующиеформы:
1. Экскурсии;
2. Кружки;
3. Секции;
4. Конференции;
5. Ученическоенаучноеобщество;
6. Олимпиады;
7. Соревнования;
8. Конкурсы;
9. Фестивали;
10. Поисковыеинаучныеисследования;
11. Общественно-полезныепрактики;
12. Научныеклубы
13. Профессиональныепробы
1.2.
Режим функционирования МБОУ «Гимназия «Юридическая»
г.Волгодонска
устанавливается в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 и Уставом школы
Продолжительность внеурочной деятельности учебной недели –максимальная учебная
нагрузка обучающихся, предусмотренная учебными планами, соответствует
требованиям СанПин 2.4.2. 2821-10 и осуществляется в соответствии с планом и
расписанием занятий в количестве до 10часов в неделю.
Для обучающихся, посещающих занятия в отделении дополнительного
образования образовательной организации, организациях дополнительного образования,
спортивных школах, музыкальных школах и других образовательных организациях,
количество часов внеурочной деятельности сокращается, при предоставлении
родителями (законными представителями) обучающихся, справок, указанных
организаций.
Внеурочная деятельность организуется во второй половине дня не менее, чем
через 30 минут после окончания учебной деятельности.
Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с
учётом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности, а так
же с учётом необходимости разгрузки последующих учебных дней.
1.3.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится.
Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть
трехуровней.
5

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности
и повседневнойжизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном
образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного
опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к
базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие
школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной,
дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде
ребенок
получает
(или
не
получает)первоепрактическоеподтверждениеприобретенныхсоциальныхзнаний,начинае
тих ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного
социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие школьника с социальными субъектамиза пределами гимназии, в
открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии,
«действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно
положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится
(а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.
Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеучебной
деятельности школьников:
1-йуровень–школьникзнаетипонимаетобщественнуюжизнь;
2-й
уровень
–
школьник ценит общественную жизнь;
3-йуровень–школьниксамостоятельнодействуетвобщественной жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает
вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов
воспитания и социализации детей), в частности:
- формированиякоммуникативной,этической,социальной,гражданскойкомпетентн
ости школьников;
- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской),
этнической, культурной и др.
1.5.Обеспечение плана
План внеурочной деятельности на 2022/2023 учебный год обеспечивает
выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса,
установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», и
предусматривает организацию внеурочной деятельности в 1-11 классах, реализующих
федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
Общеобразовательная организация укомплектована педагогическими кадрами и
обладает материально-технической базой для осуществления обучения согласно
данному плану внеурочной деятельности.
Программы внеурочной деятельности реализуются в соответствии с запросом
обучающихся,их родителей (законных представителей). Занятия внеурочной
деятельности осуществляются при наличии рабочих программ, утвержденных на
методических объединениях школы.
6

2. Планированиеработыобъединенийвнеурочнойдеятельностина2022-2023учебный год
2.1. ПланированиевнеурочнойдеятельностиобучающихсяI-IVклассов

1 классы
Подвижные игры-1ч.

2 классы
Подвижные игры-2ч.

3 классы
Подвижные -2ч.
игры

4 классы
Подвижные -2ч.
игры

1ч. Шахматы
Я-гражданин1ч
Школа безопасности
1ч.
Общеинтеллектуальное- Занимательная
2ч
математика-1ч
Доноведение-1ч
Обще-нравственное -1ч. Кем быть? -1ч.
Общекультурное -3ч.
Разговор о главном 1ч(кл.рук)
Функциональная
грамм.-1ч
Азбука питания -1ч

Я-гражданин-1ч.
Школа безопасности1ч.
Занимательная
математика-1ч
Доноведение-1ч
Кем быть ?-1ч
Разговор о главном
1ч(кл.рук)
Функциональная
грамм.»-1ч
Азбука питания- 1ч

Я-гражданин-1ч
Школа
безопасности -1ч.
Занимательная
математика-1ч
Доноведение-1ч
Кем быть? -1ч
Разговор о главном
1ч(кл.рук)
Функциональная
грамм.»-1ч
Азбука питания -1ч

Я-гражданин-1ч
Школа
безопасности- 1ч.
Занимательная
математика-1ч
Доноведение-1ч
Кем быть?- 1ч
Разговор о
главном- 1ч(кл.рук)
Функциональная
грамм.»-1ч
Азбука питания -1ч

Спортивнооздоровительное -2ч.
Социальное -2ч

7

2.2. -2.3.Планирование внеурочной деятельности обучающихся 5-9,11 классов на 2022-2023 учебный год

Спортивнооздоровител
ьное -2ч.

Социальное
-2ч

Общеинтелл
ектуальное
3ч

5 классы
5а-Мой спорт-1ч.
5б Мой спорт-1ч
Дворникова И.А.
5аТерритория
безопасности-1ч
5б Территория
безопасности-1ч
Карпенко Е.Б.
5аЯ-гражданин-1ч
5бЯ-гражданин-1ч
Ульянова Т.А.

6 классы
5а-Мой спорт-1ч.
5б Мой спорт-1ч
Дворникова И.А.
6аТерритория
безопасности-1ч
6б Территория
безопасности-1ч
Карпенко Е.Б.
6аЯ-гражданин-1ч
6бЯ-гражданин-1ч
Ульянова Т.А.

8классы
8а-Мой спорт
Карпенко Е.Б.

Профориентация
Мероприятия ЦЗН,
Проектория, Шоу
профессий)
Богданова Н.С.
6а-1ч.
6б-1ч

7 классы
5а-Мой спорт-1ч.
5б Мой спорт-1ч
Дворникова И.А.
7аТерритория
безопасности-1ч
7б Территория
безопасности-1ч
Карпенко Е.Б
7а
Я-гражданин-1ч
7бЯ-гражданин-1ч
Ульянова Т.А.
Профориентация
Мероприятия
ЦЗН, Проектория,
Шоу профессий)
Богданова Н.С.
7а.-1ч
7б-1ч.

Профориентация
(Мероприятия
ЦЗН, Проектория,
Шоу профессий)
Богданова Н.С.
5а-1ч
5б-1ч
В содружестве с
природой.
Мамедова Т.П.
5а-1ч
5б-1ч
Россия –моя
история -1ч
Горбунова Г.Г.
5а-1ч
5б-1ч

8а
Мы спортсмены
-1ч
Карпенко Е.Б.

9 класс
9аСтупени к
успеху-1ч.
Горина Р.Р.
9а
Мы спортсмены 1ч
Карпенко Е.Б.

11 класс
11аСтупени к
успеху-1ч.
Горина Р.Р.
11а
Мы спортсмены-1ч.
Карпенко Е.Б.

8а
Я-гражданин-1ч
Ульянова Т.А.

9а
Я-гражданин-1ч
Ульянова Т.А.

11а
Я-гражданин-1ч
Ульянова Т.А.

Профориентация
Мероприятия
ЦЗН,
Проектория,
Шоу профессий)
Богданова Н.С.
8а-1ч

Профориентация
Мероприятия
ЦЗН, Проектория,
Шоу профессий).
Богданова Н.С.
9а-1ч

Профориентация
Мероприятия ЦЗН,
Проектория, Шоу
профессий
Богданова Н.С.
11а-1ч

Литературное
краеведение -1ч.
6а-Дук Т.И.,
6б-Молочная М.Ю.

В содружестве с
природой-1ч.
Мамедова Т.П.
7а-1ч. 7б-1ч

Литературное
краеведение- 1ч.
Мурылева С.В.
8а-1ч

Общие вопросы
общей биологии1ч. Мамедова Т.П.
9а-1ч

Литературное
краеведение-1ч
Дук. Т.И.
11а-1ч

Россия –моя
история- 1ч
Горбунова Г.Г
6а-1ч.
6б-1ч

Россия –моя
история 1ч
Мартыненко А.В.
7а.-1ч
7б-1ч.

Финансовая
грамотность1ч
Мартыненко

Финансовая
грамотность1ч
Мартыненко А.В.
9а-1ч

Финансовая
грамотность1ч
Мартыненко А.В
11в-1ч.

8

А.В.

8а-1ч

Духовнонравственно
е-1ч

Общекульту
рное- 2 ч.

Профориентация
информационных
технологий(Уроки
цифры)-1ч
Болонина Н.А.
5а-1ч
5б-1ч
Функциональная
грамм.(диагност
мероприятия по
«Глобальной
компетенции»,
«Креативное
мышление»1ч(выст
авки, экскурсии,
походы,
конкурсы,проекты,
диагностика)
Горбунова
Г.Г.(Бербенцова
Е.С.)-5а 1ч
Богданова Н.С.
5б-1ч
Разговор о главном
-1ч.
Бербенцова Е.С. 5а-1ч
Богданова Н.С.-5б
1ч.
Азбука питания 1ч.
Расулова П.Х.
5а-1ч
5б-1ч

Профориентация
информационных
технологий(Уроки
цифры)-1ч
Болонина Н.А.
6а-1ч.
6б-1ч
Функциональная
грамм.(диагност
мероприятия по
«Глобальной
компетенции»,
«Креативное
мышление»1ч(выста
вки, экскурсии,
походы,
конкурсы,проекты,д
иагностика)
Горина Р.Р.6а-1ч
Горбунова Г.Г.6б-1ч

Профориентация
информационных
технологий(Уроки
цифры)-1ч
Болонина Н.А.
7а.-1ч
7б-1ч.
Функциональная
грамм.(диагност
мероприятия по
«Глобальной
компетенции»,
«Креативное
мышление»1ч(выс
тавки, экскурсии,
походы,
конкурсы,проекты
,диагностика)
Мурылева С.В.7а1ч
Мамедова Т.П.
7б-1ч

Профориентация
информационны
х
технологий(Уро
ки цифры)-1ч
Болонина Н.А.
8а-1ч
Функциональная
грамм.(диагност
мероприятия по
«Глобальной
компетенции»,
«Креативное
мышление»1ч(в
ыставки,
экскурсии,
походы,
конкурсы,проект
ы,диагностика)
Коршунова
Т.П.8а-1ч

Профориентация
информационных
технологий(Уроки
цифры)-1ч
Болонина Н.А.
9а-1ч

Профориентация
информационных
технологий(Уроки
цифры)-1ч
Болонина Н.А.
11а-1ч.

Функциональная
грамм.(диагност
мероприятия по
«Глобальной
компетенции»,
«Креативное
мышление»1ч(выс
тавки, экскурсии,
походы,
конкурсы,проекты
,диагностика)
Дук Т.И.9а-1с

Функциональная
грамм.(диагност
мероприятия по
«Глобальной
компетенции»,
«Креативное
мышление»
Болонина Н.А.
11а-1ч

Разговор о главном 1ч.
Горина Р.Р.6а-1ч
Горбунова Г.Г.6б-1ч

Разговор о
главном -1ч.
Мурылева С.В.7а1ч
Мамедова Т.П.
7б-1ч
Азбука питания
1ч
Расулова П.Х.
7а.-1ч
7б-1ч.

Разговор о
главном-1ч.
Коршунова
Т.П.8а-1ч

Разговор о
главном -1ч.
Дук Т.И.-9а-1ч

Разговор о главном
-1ч.
Болонина Н.А.
11а-1ч

Азбука питания
1ч
Расулова П.Х.
8а1ч

Азбука питания
1ч
Расулова П.Х.
9а-1ч

Азбука питания -1ч
Расулова П.Х.-11а1ч

Азбука питания 1ч
Расулова П.Х.
6а-1ч.
6б-1ч

9

3. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности ФГОС основного
общего образования.
Спортивно-оздоровительноенаправление:
- понимание и
осознаний взаимной
обусловленности
физического,
нравственного, психологического, психического и социальнопсихологического здоровья человека;
- осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье;
- умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни,
позволяющих сохранить и укрепить здоровье;
- способность выполнять правила личной гигиены и развивать готовность
самостоятельно поддерживать свое здоровье;
- сформированное представление о правильном (здоровом) питании, его
режиме, структуре; Духовно-нравственное направление:
- осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям,
России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому
наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку,
народным традициям, старшему поколению;
- сформированная гражданская компетенция;
- понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения,
в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями,
носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- уважительное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие
к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к
старшим, заботливое отношение к младшим;
- знаниетрадицийсвоейсемьииобразовательногоучреждения,бережноеотношен
иекним. Обще интеллектуальное направление:
- осознанное ценностное отношение к интеллектуально-познавательной
деятельности и творчеству;
- сформированная
мотивация
к
самореализации
в
творчестве,
интеллектуально-познавательной и научно- практической деятельности;
- сформированные компетенции познавательной деятельности: постановка и
решение
познавательных
задач;
нестандартные
решения,
овладение
информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации);
- развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти,
мышления, воображения;
- способность обучающихся самостоятельно продвигаться в своем развитии,
выстраивать свою образовательную траекторию;
Общекультурное направление:
- понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения,
в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями,
носителями разныхубеждений, представителями различных социальных групп;
- понимание и осознание эстетических и художественных ценностей
отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций,
фольклора народов России;
- способность видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках
людей;
- сформированное эстетическое отношения к окружающему миру и самому
10

себе;
- сформированная

потребность повышать сой культурный уровень;
потребность самореализации в различных видах творческой деятельности;
- знание культурных традиций своей семьи и образовательного учреждения,
бережное отношение к ним.
Социальноенаправление:
- овладение социальными знаниями (об общественных нормах, об устройстве
общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и
т. п.), понимание и осознание социальной реальности и повседневной жизни;
- сформированные позитивные отношения школьника к базовым ценностям
общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),
сформированное ценностное отношение к социальной реальности в целом;
- достижение учащимися необходимого для жизни в обществе, социуме
социального опыта, получение школьником опыта и навыков самостоятельного
социального действия;
- сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная
мобильность;
- умение коммуникативно взаимодействовать с окружающими людьми,
овладение социокультурными нормами поведения в различных ситуациях
межличностного и межкультурного общения;
- ценностное отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность
природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах,
социально-значимой деятельности.
4. Системные и несистемные занятия внеурочной деятельности.
4.1. Формы организации внеурочной деятельности в рамках реализации

основной образовательной программы основного
определяет общеобразовательная организация.

общего

образования

При организации внеурочной деятельности используются системные курсы
внеурочной деятельности, объединения дополнительного образования школы (на их
изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с
рабочей программой учителя) и не системные занятия (на их изучение установлено
общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя).
Системные курсы реализуются по всем пяти направлениям, в соответствии с
расписанием по внеурочной деятельности.
Несистемные занятия реализуются в рамках плана воспитательной работы
классного руководителя и учителей по предметам с применением модульной
системы.
В плане внеурочной деятельности заложены часы модулей:
- Модуль классного руководителя «Я–гражданин»;
- Модуль учителей физической культуры, классных руководителей «Здоровое
питание»;
- Модуль классного руководителя «Школьный календарь событий»;
- Модуль учителей по предметам (участие в конкурсах, олимпиадах);
- Модуль «Социальное ориентирование»;
- Модуль «Трудовая деятельность»;
- Модуль - по профилактике правонарушений.
11

В данных модулях отсутствует расписание занятий внеурочной деятельности,
так как проводятся в свободной форме, с учётом основных направлений плана
внеурочной деятельности и с учётом скользящего графика проведения мероприятий,
конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований. Возможно проведение занятий с
группой обучающихся, с учётом их интересов и индивидуальных особенностей.
Несистемные (тематические) курсы разрабатываются из расчета общего
количества часов в год, определенного на их изучение планом внеурочной
деятельности.
Образовательная нагрузка несистемных (тематических) курсов распределяется
в рамках четвертей. Для оптимизации занятий внеурочной деятельности и с учётом
требований норм СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» эти
занятия отсутствуют в сетке расписания занятий внеурочной деятельности. В журнале
указывается количество часов, затраченных на проведение каждого занятия.
Реализация плана внеурочной деятельности основного общего и среднего
общего образования направлена на формирование базовых основ и фундамента
последующего обучения, в том числе:
- развития индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в
системе внеурочной деятельности;
- приобретения социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве
общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и
т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- формирования позитивного отношения к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного
отношения к социальной реальности в целом;
- получения опыта самостоятельного социального действия;
-приобщения к общекультурным и национальным ценностям, информационным
технологиям:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской
компетентности;
- формирования социокультурной идентичности: российской, этнической,
культурной и др.;
- воспитания толерантности, навыков здорового образа жизни;
- формирования чувства гражданственности и патриотизма, правовой
культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального
опыта и формирования в них принимаемой обществом системы ценностей;
- достижения мета предметных результатов;
- формирования универсальных учебных действий;
- формирования познавательной мотивации и интересов обучающихся, их
готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности с обществом
и окружающими людьми;
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.
Мониторинг
эффективности
реализации
плана
внеурочной
деятельности
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности
реализации образовательной организацией плана внеурочной деятельности
5.

12

выступают:
1. Особенности
развития
личностной,
социальной,
экологической,
профессиональной и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и
нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.
3. Особенности детско-родительских отношений и степень включенности
родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Диагностика воспитания и социализации складывается из общих (системных)
показателей и частной диагностики (анализа и самоанализа).
Системная
диагностика
осуществляется
с помощью
объединенной карты
индикаторов (показателей работы школы).
5.1. Критерии выбраны последующим принципам:
1. Критерий результативности (УУД, олимпиады, победы в конкурсах,

динамика состоящих на учете, количества учеников в школе, текучесть кадров и т.п.)
– помогает оценить результаты образовательного и воспитательного процесса в своем
единстве в общих показателях. При неблагополучии в качестве общения участников
ОП, будет ухудшаться мотивация к учению, к участию в урочной так и внеурочной
жизни, что, несомненно, приведет к снижению показателей качества обучения и росту
показателей дезадаптивной группы. «Слабые места», за счет которых будет
происходить дисбаланс показателей и напротив сильные стороны, которые позволят
определить ресурсные проекты можно подробнее проанализировать по следующим
показателям.
2. Критерий вовлеченности (сколько людей участвуют в чем либо; все ли
категории участников ОП принимают участие в жизни школы как воспитательной
системы). Если нет мотивации находиться в школе – всем или каким-то отдельным
участникам ОП, значит не найдена необходимая тональность в предложениях школы
– надо искать, может быть от чего-то отказываться. Если есть стабильность или рост
вовлеченности, то это говорит о правильном направлении работы школы,
соответствии ее предложения спросу (то что предлагается – действительно интересно
участникам ОП).
3. Критерий возможностей (сколько конкурсов, мероприятий, творческих
объединений учителей, родителей; обновление материально-технической базы, и пр.;
для всех ли групп достаточно возможностей для участия в жизни школы как
воспитательной системы). Может быть, что все предложения школы хороши, но их
слишком мало. Или наоборот предложений много, но мала вовлеченность и значит
это не адекватные предложения.
4. Критерий Качественной оценки (удовлетворенность всех участников ОП,
мотивация к обучению, СМИ о лицее и пр.). Этот показатель нуждается в
углубленной разработке. Действительно по-настоящему оценить успешность
развития воспитательной системы могут только качественные характеристики. Но
они трудно поддаются стандартизации.
В плане внеурочной деятельности гимназии предусмотрена работа творческих
групп педагогов по поискуметодов структурированного изучения качественных
показателей, которые можно было бы присоединить к общим, количественным
индикаторным показателям. Наряду с некоторыми психолого-педагогическими
методиками на данный момент как основной нами используется метод
структурированного наблюдения и экспертных оценок.
13

Частная диагностика состояния элементов внеурочной деятельности
складывается из методов, позволяющих проанализировать качественные
характеристики ее субъектов и параметры воспитывающей среды. Соответственно в
структуре частной диагностики мы выделяем инструментарий для анализа и
самоанализа работы педагогов (предметников и классных руководителей),
воспитанности обучающихся, а так же комфортности пребывания в лицее участников
образовательного процесса и здоровьесберегающую инфраструктуру гимназии.
5.2. Диагностика воспитанности обучающихся

Выбирая инструментарий оценки воспитанности обучающихся, мы изучили и
продолжаем изучать большое разнообразие литературы по этому вопросу. Таким
образом, мы понимаем диагностику воспитанности как диагностику степени
сформированности необходимых для успешной жизненной адаптации компетенций в
соответствии с образом выпускника на каждой ступени. Эта оценка осуществляется
на основании:
 Методов структурированного педагогического наблюдения по схеме образа
выпускника;
 Психологического обследования (тестирования и анкетирования);
 Результативности в учебной деятельности;
 Карты активности во внеурочной деятельности.
Однако нас интересует и отсроченные результаты своей работы: мы ведем
мониторирование социальной успешности наших учеников. Перспективой является
разработка минимума диагностического инструментария и его компьютеризация с
целью полноценного анализа работы по внеурочной деятельности.
Диагностика комфорности
образовательного процесса
5.3.

пребывания

в

школе

участников

Методы:
Блок анкет для изучения удовлетворенности участников ОП.
1. Блок методик
для изучения удовлетворенности ОПи анализа
образовательного спроса в рамках внеурочной деятельности.
Критериями эффективности реализации лиц ее плана внеурочной деятельности
является динамика основных показателей обучающихся:
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой
(профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и
нравственной атмосферы в образовательной организации.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включенности
родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса
работы по внеурочной деятельности обучающихся:
1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного
развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания
и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с
результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие
14

характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных
значений
показателей
воспитания
и
социализации
обучающихся
на
интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа
исследования (диагностический);
3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на
интерпретационном и контрольном этапах исследования. При условии соответствия
содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом
коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам
устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик
положительной динамики процесса работы по внеурочной деятельности.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».