Пояснительная записка к учебному плану МБОУ «Гимназия «Юридическая» г.Волгодонска на 2022-2023 учебный год Учебный план МБОУ «Гимназия «Юридическая» г.Волгодонска разработан с учётом профильной направленности обучения на основе следующих документов: Законы: - Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016); -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021г. № 286. - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021г. № 287. - Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС). Программы: - Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15) в редакции протокола от 28.10.2015 № 3/15; - Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15) в редакции протокола от 28.10.2015 № 3/15; - Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 28.06.2016 № 2/16-з). Приказы: - Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального, основного и среднего образования» - приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74); - приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643); - приказ Минобороны России и Минобрнауки России от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам 2 военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»; - приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644); - приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015); - приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38); - приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015 № 387); - приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»; - приказ от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413». -приказ минобрнауки России от 07.06.2017 №506 « О внесении изменений в федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России 5 марта 2014 № 1089».Универсальные кодификаторы распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы по уровням общего образования и элементов содержания по учебным предметам для использования в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования, одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (далее – ФУМО) (протокол от 12.04.2021г. №1/21), подготовленные Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений» и размещенные на сайте https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko; - Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 3 сентября 2020г. № 289 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СП 2.4.3648- 20); - Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021г. № 28 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее – СанПиН 1.2.3685-21); - Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями, приказ Минпросвещения от 23 декабря 2020г. №766) (далее – Федеральный перечень учебников); Проектирование основных образовательных программ организовано с учетом текстов примерных основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования, одобренных федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 года № 1/22) и утвержденных концепций преподавания учебных предметов: - Историко-культурный стандарт 30 октября 2013 г., утвержденный на расширенном заседании Совета Российского исторического общества; - Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013г. № 2506-р; - Концепция преподавания русского языка и литературы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016г. № 637-р; - Концепции, утвержденные протоколом заседания коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 24 декабря 2018 года: - Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы; - Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы; - Концепция преподавания предметной области «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Письма: - письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»; - письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»; - письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; 4 - письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»; - письмо от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»; - письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»; - письмо Минобрнауки России от 15.07.2014 № 08-888 «Об аттестации учащихся общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура»; - письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»; - письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; - письмо минобразования Ростовской области от 23.06.2017г №24 ∕4.1-5038 « О введении учебного предмета «Астрономия». - письмо минобразования Ростовской области от 17.05.2021г. № 24.3.1-7095 « О рекомендациях по составлению учебных планов образовательными организациями, реализующих основные образовательные программы». - Устав МБОУ «Гимназия «Юридическая» г. Волгодонска утвержденный 18.05.2015г.приказом № 421 Управления образования г. Волгодонска Обучение в МБОУ «Гимназия« Юридическая. Волгодонска в 9-11-х классах осуществляется на основе федерального и регионального компонента государственного стандарта общего образования (приказ № 271 от 18.04.2016 г.). В 1 классе обучение основано на Федеральном государственном стандарте начального общего образования, утвержденного приказом №286 от 31.05.2021. Обучение в 5 классе основано на Федеральном государственном стандарте основного общего образования, утвержденного приказом №287 от 31.05.2021г.2-4-х, 6-9-х.10-11-х классах обучение основано на Федеральном государственном стандарте начального общего, основного общего, среднего общего образования. Данный учебный план определяет состав образовательных областей базового компонента, распределение времени между базовым (инвариантным) и школьным (вариативным) компонентами, максимальный объём аудиторной и домашней учебной нагрузки обучающихся школы, отражает универсальный профиль учреждения. Основополагающими принципами построения учебного плана, как инструмента управления качеством образования, являются: обязательность федерального компонента, обеспечивающего единство образовательного пространства; целостность и сочетаемость инвариантной и вариативной частей, отражающих согласованность потребностей в образовании личности, общества и государства; преемственность структуры и содержания начального, основного и среднего (полного) общего образования; вариативность, обеспечивающая индивидуальные потребности в образовании; дифференциация с целью реализации возрастных особенностей обучающихся; 5 интегративность содержания образования на основе психофизиологических особенностей восприятия обучающимися окружающего мира; учет потенциальных ресурсов гимназии; индивидуализация, позволяющая учитывать интересы, склонности и способности обучающихся. Учебный план учреждения составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Учебный план учреждения направлен на решение следующих задач: создание максимально вариативной образовательной среды; обеспечение базового образования для каждого школьника; обеспечение профильного самоопределения обучающихся; обеспечение углубленного изучения общественно-научной предметной области; осуществление индивидуального подхода к учащимся, создание адаптивной образовательной среды; содействие развитию творческих способностей учащихся. В учебном плане МБОУ «Гимназия «Юридическая» г.Волгодонска отражен принцип преемственности: распределение часов вариативной части на каждой ступени обучения следует единой логике организации образовательного процесса через усиление учебных предметов федерального компонента; предпрофильная подготовка и профильное обучение представляют единую систему, обеспечивающую самореализацию обучающихся на основе индивидуальных потребностей в образовании; выстраивание содержательных сквозных предметных линий гуманитарной направленности для гимназий. Часы компонента учреждения(вариативной части) использованы: для расширения содержания учебных предметов федерального компонента; для введения учебных предметов, в поддержку профиля гимназии; на организацию предпрофильной подготовки обучающихся. Учебный план для начального общего образования ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года для 1-х классов - 33 учебные недели, для 2-4 классов –34 учебных недели. Режим работы для 1-4 классов 5дневная учебная неделя. Учебный план 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года для 9 классов-34 учебных недель, 5.6,7,8 классов35 недель. Режим работы 5-9 классов 5-дневная учебная неделя. Учебный план для 10-11 класса ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования. Продолжительность учебного года в 11 классе-34 учебные недели, 5-дневный режим работы. 6 Продолжительность урока для 1-ых классов 35 минут в 1 полугодии, 40 минут во втором полугодии, для 2-11-х классов – 40 минут. При проведении учебных занятий по иностранному языку (2-11классы), технологии (5-8 классы), информатике (7-11).физической культуре (10-11классы) осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 и более человек. Образовательный процесс в учреждении обеспечивается учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе на основе п.9 ст.28,глава№3 Закона РФ «Об образовании». НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1. Режим функционирования 1-4 классов Начальное общее образование в МБОУ «Гимназия «Юридическая» г.Волгодонска в 2022 – 2023 учебном году будет осуществляться в 1а, 1б, 2а, 2б, 3а, 3б и 4а, 4б классах. Учебный план освоения образовательных программ начального общего образования обучающимися направлен на формирование базовых основ знаний и умений, составляющих учебную деятельность младшего школьника и являющиеся фундаментом самообразования на следующих ступенях обучения: система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные коммуникативные); познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни. Обязательная часть учебного плана начального образования гимназии отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности обучающихся; приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Содержание образования на первой ступени реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Организация учебного процесса осуществляется на основе системнодеятельностного подхода, а система оценки обеспечивает индивидуальные достижения обучающихся. 7 Режим функционирования 1-4 классов образовательного учреждения устанавливается в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 и Уставом образовательного учреждения. В 1-4 классах в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся устанавливается пятидневная учебная неделя. Продолжительность учебного года для 1 класса – 33 недели, для 2-4 классов – 34 недели. Обучение осуществляется в одну смену. Начало занятий – в 9.00. Проведение нулевых уроков запрещено. Обучение в 1-ом классе осуществляется с соблюдение следующих дополнительных требований: - использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый, январь-май – по 4 урока по 40 минут каждый. 1 день в неделю – 5 урок. На преподавание предмета «Физическая культура» отводится 3 часа. «Третий час» учебного предмета «Физическая культура» используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания. В первых классах 1 ч. на математику из части, сформированной участниками образовательных отношений с целью раннего развития математических компетенций и логического мышления. Во 2 классах 1час на русский язык из части, сформированной участниками образовательных отношений. В 3 и 4 классах 1 час на 0.5ч. родной язык.0.5ч. литературное чтение на родном языке из части, сформированной участниками образовательных отношений. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроке проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике. Продолжительность перемен между уроками от 25 до 10 минут. Максимальная нагрузка учащихся соответствует требованиям СанПин 2.4.2.2821-10 и составляет: В 1 классе – 21 академический час в неделю (1 раз в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры) В 2-4 классах – 23 академических часа в неделю. В 1-м классе образовательный процесс осуществляется с соблюдение следующих требований: - Организация облегченного дня в середине недели; проведение не более 4 уроков в день, (5 уроков – один раз в неделю за счет урока физической культуры) - организация в середине учебного дня динамической паузы; - обучение без домашних заданий и бального оценивания знаний обучающихся; дополнительные каникулы в середине третьей четверти продолжительностью в 1 неделю; - «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки. 2. Структура учебного плана 1-4 классов Структура учебного плана 1-4 классов образовательного учреждения строится на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также на основании нормативных документов 8 федерального и регионального уровней, указанных в общей части пояснительной записки к учебному плану МБОУ «Гимназия «Юридическая» г.Волгодонска. Учебный план обеспечивает гарантии получения обучающимися образования, соответствующего базовому уровню образовательного стандарта по всем предметам. Программа в 1-3 классов реализуется в соответствии с требованиями ФГОС НОО, учебным комплексом «Школа России», 4а «Школа России» 4б класс «Начальная школа XXI века. Учебный план определяет: - структуру обязательных предметных областей «Русский язык и литературное чтение», «Родной язык и литературное чтение на родном языке», « Иностранный язык», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание», « Основы религиозной культуры и светской этики», «Искусство», «Технология», «Физическая культура». - На изучение предмета « Русский язык» в 1-х классах -5ч., в 2-х классах 5 часов(1 час из части сформированной участниками образовательных отношений). Предмет «Литературное чтение» -4 часа с 1по 3 класс, -3ч. в 4-ых классах. На предмет «Родной язык (русский)», Литературное чтение на родном (русском языке)» по 0,5ч. в 3 и 4 классах. - На изучение программы учебного курса «Математика» отводится в 2-4 классах по 4 часа в неделю. В 1 классах добавлен 1 час из части, сформированной участниками образовательных отношений. - Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 3-4 классе в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология». - Учебный предмет «Английский язык» изучается во 2-4 классах по УМК Кузовлев В.П. «Английский язык». В целях лучшего усвоения языка, класс делится на две группы. - Учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка» в 1-4 классах составляют по 1 часу. -Учебный предмет «Физическая культура» изучается в 1 классах по 2 часа(3ий час из внеурочной деятельности), в 0 2-4 классах по 3 часа. - С целью укрепления здоровья детей, а также на основании СанПин 2.4.2.2821-10 в 1-4 классах учащиеся будут заниматься Физической культурой не менее 3 ч. в неделю (включая внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы). Изучение «Основ религиозной культуры и светской этики» В учебный план 4 класса включен в предметную область «Основы религиозной культуры и светской этики» учебный предмет «Основы православной культуры» по выбору родителей. Изучение данного предмета направлено на достижение следующих целей: - развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию; - знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; - воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. В результате изучения ОРСКЭ ученик должен знать: 9 -основные понятия религиозных культур -историю возникновения различных культур и в частности православной культуры; -историю развития православной культуры, историю России и развитие православия в ней. Учебный предмет ОРКСЭ изучается в 4 классе по УМК «Основы православной религии» УМК Кураев А.В. ООО «Просвещение» ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Основное общее образование в МБОУ «Гимназия «Юридическая» г.Волгодонска направлено на обеспечение личностного самоопределения учащихся – формирование нравственных качеств личности, мировоззренческой позиции, гражданской зрелости; готовность к профессиональному выбору, к самостоятельному решению проблем в различных видах и сферах деятельности, к развитию творческих способностей. Содержание образования на второй ступени является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней общеобразовательной школе или в учреждении профессионального образования, создает условия для получения обязательного среднего образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования. Содержание образования основной школы направлено на формирование у обучающихся умения организовывать свою деятельность: определять цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты. Формированию ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества), способствуют все учебные предметы, но в большей степени - русский язык, иностранные языки, информационные технологии и основы безопасности жизнедеятельности. Изучение систематических курсов естественнонаучных и общественных дисциплин нацелено на формирование у обучающихся умения объяснять явления природной, социальной, культурной, технической среды; выделять, систематизировать и обобщать их существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи и оценивать их значимость. На формирование у обучающихся социальных, нравственных и эстетических ценностей направлены курсы литературы, истории и обществознания, искусства, иностранного языка. Содержание обучения в 5-х - 9-х классов. В 2022-2023 учебном году МБОУ «Гимназия «Юридическая» г. Волгодонска выбрала 1 вариант при 5 дневной учебной нагрузки в обязательной части примерного учебного плана с реализацией обновленных ФГОС ООО, утвержденное приказом № 287 от 31.05.2021 в 5 классах, из примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования на территории Ростовской области по обновленному ФГОС ООО. 10 В 5 классе реализует принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы. Изучение предмета «Русский язык» представлено инвариантом в 5 классе 5 часами, в 6 классе 6 часами,4часа в 7классе,3часа в 8классе,3часа в 9классе. направлено на обучение владением языком на полном функциональном уровне необходимом грамотному гражданину страны. Предмет «Литература» изучается 3 часа в неделю в 5-ом, 6-ом и 9-ом классах 3 часами, в 2 часах 7-м и 8-м классах, с целью развития основ читательских компетенций, овладением чтением как средством, совершенствования техники чтения. «Английский язык» изучается 3 часа в неделю. В 5-м классе на изучение предмета «Математика» добавлен 1 ч. из части, с формированной участниками образовательных отношений. Инвариантом представлены в 6 классах «Математика» - 5 часов, в 7.8.9 классах «Алгебра « и «Геометрия»-5 часов. Предмет «Информатика и ИКТ» по 1ч. в 7 и 8 -9 классах. «Музыка»-по 1ч в 5-8классах.ИЗО по 1ч. В 5-7 классах. Технология по 2ч. в 5,6.7,8 классах и 1ч. в 9классе. Физическая культура по 2ч. С 5 по 9 класс урочной деятельности и 1 или 2ч. из внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-7 классах изучается в отдельных тем в учебных предметах «Физическая культура», «Технология», «География», «Биология», «Физика». В 8 классе-1час, в 9 классе2часа. Предмет «Биология» по 1ч. в 5 и 6 классе, 2ч. в 7классе (1ч. За счет части, сформированной участниками образовательных отношений) и 2ч. в 8 и 9 классах. Предмет «География» по 1ч. в 5 и 6 классах и 2ч. в 7,8, 9 классах. Предмет «Химия» по 2часа в 8 и 9 классах. Предмет «Физика» изучается в 7 и 8 классах по 2ч. И 3ч. в 9классе. Часть, сформированная участниками образовательных отношений, представлена 1 часом предмета « Обществознания» в 5классе, с 6по 9 классе инвариантно по 1 часу. Предмет «История России и Всеобщая история» в 5 (предмет «история»), 6 и 9 классах по 2 часа, в 7 и 8 классах добавляется по 1 часу из части сформированной участниками образовательных отношений, т.е всего по 3часа, как предметы поддерживающие пред профильную подготовку, включая региональный компонент. В 9 классе 1час - родной язык (русский).1ч.- родная литература (русская) из части, сформированной участниками образовательных отношений. Изучение « Основ духовно-нравственной культуры народов России». Обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования (далее - предметная область ОДНКНР) реализуется в рамках учебного плана за счет части, формируемой участниками образовательных отношений, в качестве учебного предмета «Духовнонравственная культура народов России» в 5,6 классах по 1 часу, с учетом минимального объема учебной нагрузки не менее 64 часов за 2 учебных года для возможности последующего выставления обучающемуся итоговой отметки в аттестат об основном общем образовании, а также дополнительно в рамках внеурочной деятельности по 1 часу в 5 классах курсом «Историческое краеведение» 11 и 8 классе курсом «Литературное краеведение» Учебник «Основы духовно нравственной культуры народов России» автор Виноградова Н.Ф. Изучение предметной области ОДНКНР должно обеспечить: - воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; - формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Среднее общее образование Среднее общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективность достижения указанных целей в МБОУ « Гимназия «Юридическая» г. Волгодонска обеспечивается универсальным профилем, в основе которого лежат принципы дифференциации и индивидуализации образования. Профильное обучение позволяет: создать условия для дифференциации содержания образования; обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов; установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации; обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием. Основным принципом построения учебного плана школы для среднего общего образования является двухуровневый федеральный компонент, сочетающий базовый и профильный уровни. Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, обязательные для изучения на базовом уровне направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. На базовом уровне в учебном плане учреждения представлены: В 11 классе: «Русский язык»-1ч., « Литература»-3ч., «Родной язык (русский)»1., «Родная литература (русская)»-1ч., « Английский язык»-3ч., «География»-1ч., Обществознание»-2ч.(1ч. из части, сформированной участниками образовательных отношений для поддержания профиля школы), « Алгебра и начала математического анализа»-2ч.(1 ч. из части сформированной участниками образовательных 12 отношений для подготовки к ГИА), «Геометрия»-2ч., « Информатика» -1ч., «Физика»-2ч., «Химия»-1ч., «Биология»-1ч., «Основы безопасности жизнедеятельности»-1ч., «Физическая культура»-3ч., Для расширения содержания учебных предметов федерального компонента в части, сформированной участниками образовательных отношений, отданы дополнительные часы: В 11 классе добавлено по 1ч. на изучение учебных предметов: «Обществознание», «Алгебра и начала математического анализа» и «Химия». На профильном (универсальном) уровне в 10 классе изучается: «История»-4 часа в неделю, «Право»-2 часа в неделю. В 11 классе: «История»-4ч., «Право»-2ч. Учебный план МБОУ «Гимназия ««Юридическая» г.Волгодонска соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает выполнение положений федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Формы и сроки промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация проходит в письменной или устной в виде контрольных работ, тестов или в комбинированной форме Четвертная промежуточная аттестация во 2-9 классах проводится согласно образовательной программе в конце каждой четверти. Полугодовая промежуточная аттестация в 10-11 классах проводится согласно образовательной программе в конце каждого полугодия. Промежуточная аттестация по итогам учебного года во 2-8,10 классах будет проходить 11-20 мая 2023г. 13