4. Обучение детей с ОВЗ
12.08.2020
Психолого-педагогическое
сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в
образовательном пространстве
Приоритетной задачей сегодняшнего дня в
инклюзивном образовании является усиление внимания к проблемам социализации и интеграции
в общество лиц с особенностями психофизического развития, к созданию целостной
системы психолого-педагогического сопровождения. Новое видение системы сопровождения
состоит во всестороннем ее рассмотрении с позиций целостности социального и природного
бытия, культуры и личности. Правомерность такого подхода обусловлена закономерностью
развития человека во взаимодействии с окружающей средой той культуры, к
которой он принадлежит. Формирование гармоничного взаимодействия ребенка с
особенностями развития с природным, рукотворным и социальным окружением
находится в рамках предметного поля инклюзивного образования, а создание
целостной системы социальной, медицинской, психолого-педагогической помощи
выступает средовым ресурсом его развития.
На сегодняшний день проблема развития
инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только
родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.
Эффективная реализация включения особого
ребенка в среду образовательного учреждения представляется практически
невозможной без специализированного психолого-педагогического сопровождения,
как инклюзивного процесса, так и его отдельных структурных компонентов.
Одним из главных принципов
психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов и детей с ОВЗ является
междисциплинарность – комплексный подход к сопровождению. Инклюзивная
образовательная среда формируется целой командой педагогов и специалистов –
коллективом, работающим в междисциплинарном сотрудничестве, проповедующим единые
ценности, включенным в единую организационную модель и владеющим единой
системой методов.
Для этого создается группа
психолого-педагогического сопровождения, в состав которой входят: представитель
администрации, ответственный за обеспечение инклюзивных процессов в
общеобразовательном учреждении; педагог-психолог, учителя-предметники
работающие с учащимися с ОВЗ и иные работники образовательного учреждения.
Деятельность группы сопровождения
направлена, в первую очередь на изучение особенностей развития каждого
конкретного учащегося, его особых образовательных потребностей, составление
индивидуальной образовательной программы, разработку индивидуальной программы
сопровождения, которая фиксируется в индивидуальной карте
психолого-педагогического сопровождения развития учащегося.
По каждому ребенку назначается куратор из
числа педагогических работников образовательного учреждения.
В течение всего периода обучения группа
сопровождения осуществляет работу по выбору адекватных методов и приемов
обучения, адаптации учебных программ общеобразовательных учреждений для
учащихся с ОВЗ на основе оценки состояния каждого ребенка и оценки динамики его
развития.
Ключевыми направлениями работы
педагога-психолога общеобразовательного учреждения с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами
является:
·
диагностическая,
коррекционная и развивающая работа;
·
профилактическая
и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной
категории.
Программа коррекционной работы
педагога-психолога в образовательном учреждении включает в себя взаимосвязанные
направления. Данные направления отражают её основное содержание:
диагностическое направление; консультативно-просветительское и профилактическое
направление; коррекционно-развивающее направление; организационно-методическое
направление.
Для успешности воспитания и обучения детей
с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых
образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится
психолого-медико-педагогической диагностике.
По результатам диагностического
обследования у обучающихся с ОВЗ могут быть выявлены нарушения интеллектуальной
и личностной сфер (память, внимание, мышление, ограниченность сведений об
окружающем, колебания работоспособности). Таким детям необходима организующая и
стимулирующая помощь.
Основными направлениями
коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ являются:
развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; формирование
произвольной регуляции деятельности и поведения; развитие социальных навыков и
социализации и т.д.
С детьми с ограниченными возможностями
здоровья проводятся коррекционно-развивающие занятия по повышению мотивации,
развитию познавательной деятельности, познанию своих личностных особенностей.
Во время занятий даются упражнения, направленные на тренировку памяти,
внимания.
Работа по консультативно просветительскому
и профилактическому направлениям обеспечивает оказание родителям помощи в
воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.
Педагог-психолог разрабатывает
рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими
особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению
профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение
коррекционно-воспитательных задач.
Одной из основных форм работы в системе
психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей.
Основная цель этой работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и
умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в
семье.
Психолого-педагогическое сопровождение
родителей детей с ОВЗ проходит через консультирование. Консультации, которые
проводятся по индивидуальным запросам родителей, помогают решить многие вопросы
и избежать ошибок в воспитании.
Организационно – методическое направление
деятельности педагога-психолога включает подготовку материалов к консилиумам,
методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных
мероприятиях, а также оформление документации.
Индивидуальный образовательный маршрут
составляется на обучающегося с ОВЗ на учебный год и содержит реальные,
конкретные цели, задачи и учебный материал, находящийся в сфере его ближайшего
развития.
С целью повышения качества
психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ перед специалистом стоит задача –
для более успешной социализации детей тщательнее продумывать содержание
индивидуального маршрута.
С учетом индивидуального подхода к каждому
обучающемуся создается комфортный психо-эмоциональный режим обучения, который
способствует сотрудничеству («ученик – учитель», «ученик – ученик»).
Таким образом, говоря об образовательном
процессе детей-инвалидов и детей ОВЗ, следует отметить, что это не только
создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в
общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса,
который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с
особыми потребностями.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.08.2020
Дата обновления: 12.08.2020
Дата публикации: 12.08.2020